На связи Рина, писатель со стажем более 15 лет и убеждённая сова
работала в разных сферах от чисто юридической до стопроцентно творческой. Моя клавиатура видела десятки статей, сотни инструкций и пару книг.
В чем я крута:
Увы! Я новичок на рынке фриланса, многие мои работы до этого защищены НДА, и я не смогу их показать. Но могу рассказать, чем занималась.
В блогах, чатиках и прочих местах скопления блогоамёб часто встречаются слова о том, что, дескать, автор пишет «неформат», потому у него ничего не покупают. И вообще коммерческий статус ему бедному не светит. Ведь как иначе? Читатель обмельчал, ему подавай экшон и порнуху.
Подобное пишут авторы, которые по разным причинам отказываются шевелить лапками для собственного развития и через нытьё о «неформате» пытаются хоть как-то оставить за собой звание писателя. Кроме неудач с продажами, у них чаще всего низкая скорость публикации книг и высокая — блогов/комментов/срачей :)
Плохо то, что таких авторов много. Их слышат, что хуже — их слушают, особенно новички в самиздате. Плодятся мифы, один другого глупее. И вот уже появляются авторы, на полном серьёзе думающие что-то вроде «ну у меня же неформат, вот бы хотя бы 10к зарабатывать…» Для некоторых эта скромная сумма — предел мечтаний за год.
Как по мне, от рубежа 10-20к в месяц только-только появляется слово «доход». Всё что ниже, скорее уж плюшки к чаю или бонус на пиво. Но если я скажу, что зарабатывать на книгах можно и, более того, можно зарабатывать хорошо — мне тут же начнут говорить про порнуху, боярку, СССР и прочие тренды. Хочешь денег — ложись под усреднённую массовую ЦА портала и пиши по шаблонам.
Это не так. Работа под запросы ЦА ускоряет рост дохода, верно, но никогда не являлась его обязательным условием.
Проблема в том, что рядового автора, желающего писать то, что он хочет и так, как он хочет, зачастую пугает всё связанное с продвижением, рекламой и вообще заработком денег на творчестве. Из-за того, что это неизвестная территория, шаги по ней кажутся чем-то невозможным. А причина именно в недостатке знаний, информации.
Что я предлагаю?
Я серьезно занялся продвижением своих книг в конце 2022 года. Трендовых книг у меня нет, однако это не помешало мне привлечь читателя, получить заметную активность и, главное, доход, который уже осенью 2023 года позволил мне уйти из найма. Я хочу подробно, шаг за шагом, дать информацию, которая помогла мне стартовать.
Как?
В октябре на отдельном канале я опубликую 24 поста. План такой:
Обратная связь?
Конечно. В канале будут включены комментарии, я буду отвечать на все возникшие вопросы там. Не мгновенно (иногда я сплю и ем), но в течение дня 100%.
А как попасть?
Через чат-бота (ссылка). Он даст подробную информацию и инструкцию, как участвовать в движухе. Входной билет — 750р. Если что-то не сработает — пишите в ЛС, буду разбираться.
Старт 6 октября, в понедельник. Посты будут выходить в одно и то же время в 10 утра. Жду всех желающих :) Любые вопросы можно написать в комменты под этот пост.
Самиздат — это маркетплейс. Как Озон, WB и другие подобные площадки.
Вот так вот обычно, цинично, без всякой романтики :)
Но назвать самиздат классическим маркетплейсом всё-таки сложно. Дело в том, что платформы СИ предлагают технически одинаковые товары в технически одинаковом формате. Как следствие, конкуренция, система рекомендаций и множество всяких внутренних алгоритмов работают по иным принципам. Где-то проще, где-то сложнее.
Что важно учитывать автору самиздата, если он хочет продвигаться?
🧩 Основное направление СИ — развлекательное
Развлекательное направление кладёт массивные, острые грабли на путь рекламщика, научившегося классическому маркетингу по любой из общих программ.
Дело в том, что развлекательный сегмент мало зависим от так называемых «болей аудитории». Если проще: нет ни одной причины, способной превратить конкретное развлечение в необходимость. Потому «боль» в продвижении развлекательных продуктов заменяется «интересом». Любопытством, шилом, увлечением.
🧩 «Боли аудитории» на самом деле есть
Находятся они не там, где их привык искать классический маркетинг. «Боль аудитории», которую мы можем использовать, — это недовольство публики. Везде есть трендовые сюжеты, шаблоны и лекала. Они продаются лучше других, по ним написано больше книг. А значит, некоторые читатели уже устали от стандартных приёмов. Чем старше тренд, тем больше пресытившихся им людей.
Поэтому т.н. «неформатность» книги — это не минус, усложняющий продвижение. Это плюс, упрощающий поиск аудитории.
🧩 Какой бы ни была аудитория автора/цикла/книги, внутри неё мало общего
Современные технологии отслеживают каждого, кто заглянул в интернет. Если сделать анализ сотен портретов, можно найти черты, которые попадаются чаще всего. На их основе подбирается новая аудитория, ей предлагается продукт. Такая аудитория будет считаться тёплой или горячей, она принесёт покупки.
В любой другой нише :)
Отдыхать любят все, независимо от возраста и профессии. Из-за особенностей и широты нашего сегмента, алгоритмы поиска похожей аудитории не справляются. Результат чаще всего плохой. Тот же Яндекс пишет в лоб: мало общего, качественный сегмент собрать не получится.
🧩 Книга покупается быстро, а стоит мало
Решение купить книгу принимается за пару мгновений после того, как читатель наткнётся на «конец ознакомительного фрагмента». Отложенных покупок (когда человек увидел цену, погулял-подумал и только потом купил) гораздо меньше. Основной импульс к покупке рождает сиюминутный интерес, жажда узнать продолжение.
Потому для автора (особенно коммерческого) важно знать понятие клиффхэнгера (крючка) и уметь с ним работать. Правильно поставленный клифф — главный продающий рычаг в принципе.
🧩 Скудная статистика, недостаток информации для аналитики
Инструменты самиздата позволяют нам видеть, например, количество добавлений в библиотеку, просмотров и даже просмотров на каждой главе. Мы можем видеть часы чтения, количество лайков и комментариев, но… Для продвижения вся эта информация вторична. По ней сложно понять, какой из креативов принёс покупку.
Так как самиздат функционирует по законам маркетплейса (каждый ставит на сайте свой ларёк и торгует из него), автор не может установить дополнительные инструменты сбора информации. Для этого надо влезть в код сайта — администрация не позволит. Устанавливать инструменты по каждому частному запросу админы тоже не станут. У них и так едет крыша от творческих хотелок активных пользователей.
На некоторых ресурсах можно получить доступ к Яндекс. Метрике. Это сильный инструмент, способный решить множество описанных выше проблем и, наконец, дать автору информацию о его читателе. Но из-за тех же особенностей маркетплейса Метрика сильно сбоит. Потому все рекламщики (кроме тех, что продвигают сайт, а не конкретного автора) работают в условиях недостатка информации и плохой аналитики.
С этим ничего не сделать. Мы можем только учитывать обстоятельства, адаптироваться и ждать, когда сайты-флагманы добавят пару-тройку полезных инструментов для сбора статистики.
Кто читает мою книгу? Как её находят? Когда публиковать главы и как заставить рекламу работать?
Если вы задавали себе эти вопросы и не нашли ответов в статистике на площадке — не удивляйтесь. Их там нет.
В этой статье я расскажу о Яндекс.Метрике — инструменте, который показывает, как книги живут в онлайне: кто заходит, откуда приходит и что делает после. Он не даст кнопки «привести бабло», но расскажет о вашей аудитории и о том, как на самом деле (не)работает ваш рекламный бюджет.
Но сначала небольшой дисклеймер: текст написан в первую очередь для авторов Author.Today, которые только начали задумываться о продвижении книг и доходе с творчества. Как и мой блог, статья ориентирована на не-трендовые направления. Те, кто настроен работать с трендами, вряд ли найдут в ней что-то новое.
Поехали.
Что такое Метрика и кому она нужна
Яндекс.Метрика — это инструмент веб-аналитики. Она собирает данные о посетителях сайта, отслеживает их действия (при желании — даже движения мыши) и показывает, откуда пришли эти люди.
Если говорить проще, Метрика помогает автору понять:
Всё работает через так называемый счётчик — кусок кода, который вставляют в сайт. На самиздате возиться с этим не придётся, площадка уже всё настроила. Всё, что нужно, — отправить заявку и дождаться ответа. Автор получает доступ к полностью рабочей системе.
Одно важное «но»: Метрика начинает собирать данные с момента подключения. Чтобы статистика стала действительно полезной, нужно время для накопления данных. У кого-то первые внятные результаты появляются через неделю, у кого-то — через месяц-два. Всё зависит от того, сколько людей и как часто открывают книгу.
Реклама сильно ускоряет процесс, но без неё можно обойтись. Как всегда, платим либо деньгами, либо временем.
В итоге перед нами инструмент для работы на длинной дистанции. Больше всего пользы он приносит авторам, которые уже поставили ценник на книги и хотят наладить продажи. Для тех, кто пока не занимается коммерцией, Метрика остаётся любопытной игрушкой — возможностей много, но применять их негде.
Значит ли это, что Метрика может ответить на все вопросы по продвижению? Увы, нет. На самиздате у неё свои ограничения и тонкости. К тому же часть функций для автора попросту недоступна. Об этом ниже.
Ограничения и нюансы
Метрика работает через встроенный в сайт код. Я уже упоминал это мельком, но момент важный. Да, автору не нужно самому разбираться с технической частью. Но есть и плохая новость: остаются ограничения.
Сайт не наш :)
Мы не можем править код и настраивать Метрику под свои задачи. Вместо личного счётчика используем тот, что настроила площадка специально для авторского аккаунта. Из-за этого часть функций остаётся закрытой.
Где-то мы просто не видим нужную статистику, где-то не можем задать свои события для отслеживания. Площадка работает по общим правилам и не будет подстраиваться под частные запросы.
Но в этих рамках есть всё необходимое. Метрика позволяет анализировать переходы к книгам, смотреть по каким каналам приходит аудитория и понимать, как работает реклама. Настроек хватает, чтобы отслеживать поток читателей по каждому источнику и каждой книге.
Второй нюанс заключается в том, что площадки самиздата работают как маркетплейсы: у каждого автора свой «магазинчик», установленный под крышей огромной площадки.
В идеале (и по рекомендации Яндекса) на сайте должен быть только один счётчик, который собирает все необходимые данные. Такой всегда есть, но с ним работают рекламщики площадки.
Для авторов же создаются локальные счётчики, действующие в рамках аккаунта. Таких счётчиков тысячи, и все они реагируют на одинаковые действия читателей: добавить книгу в библиотеку, купить, перейти по ссылке. В результате данные сыплются в Метрику тоннами в секунду. Иногда это приводит к сбоям и ошибкам.
Ситуация сильно улучшилась за последние годы — если сравнить с 2019-м, точность выросла в разы. Хотя назвать её абсолютной нельзя даже с натягом.
Что мешает Метрике и откуда берётся погрешность
Разница в статистике площадок (самиздата, рекламных, аналитики) — обычное явление. Сам Яндекс указывает, что расхождения могут достигать 25%.
Точных данных, откуда берётся погрешность, нет — алгоритмы закрыты, и пользователи могут только предполагать. Но есть три очевидных источника:
1. Алгоритмы и фильтры.
У каждой системы свои правила подсчёта кликов, просмотров и переходов.
Плюс у многих площадок есть фильтры, которые убирают «мусор» — клики роботов, спам и подозрительную активность. Иногда вместе с этим под нож попадает часть нормальных данных.
2. Техника и программы на стороне читателя.
3. Случайность и человеческий фактор.
Сюда попадает всё, от сбоев серверов (аж с трёх сторон — площадки, Метрики и провайдера) до ошибок в настройке рекламы.
Уверен, список можно продолжить, но основное я прописал. Выглядит не очень) Легко составить впечатление, что Метрика на самом деле практически нерабочая штука. Но на самом деле точность для нас не настолько важна. Даже неполные данные помогут увидеть общие закономерности. Они, в свою очередь, сложатся в ясную картину того, что происходит с книгой и рекламой.
Этого достаточно для анализа и принятия решений. Не стоит паниковать из-за несовпадений данных. Идеальной точности в веб-аналитике не существует.
Теперь, когда этот момент обговорён и понятен, можно переходить к главному.
Почему Метрика всё равно нужна автору
Родная (внутренняя) статистика площадок самиздата хоть и работает точнее, бедна и ограничена. У самиздата попросту нет тех инструментов, которые предлагает Метрика. Их создание и интеграция в сайт — сложная задача с низким приоритетом.
Метрика решает эту задачу, предоставляя внешний сервис. Самиздат, в свою очередь, даёт доступ нам, а заодно и возможность получать гораздо больше информации о книгах и продвижении, не создавая свой отдельный сайт и не разбираясь в коде.
Что именно получает автор:
1. Общий портрет аудитории.
Пол, возраст, в какое время читатели заходят на сайт.
Даже эта простая информация может подсказать и лучшее время публикации глав, и точки для оптимизации рекламы.
2. Поведение читателя на сайте.
Метрика показывает, что именно делают пользователи: какие кнопки нажимают, куда переходят. Например, можно сравнить два варианта рекламы — на страницу книги и сразу внутрь текста — и понять, какой работает лучше.
3. Источники переходов. Как внутренних, так и внешних.
Внутренние особенно полезны для авторов, которые продвигают книги через блоги или рецензии.
Внешние показывают:
- продвигает ли вас площадка;
- какой из ваших источников рекламы работает круче;
- есть ли другие источники, из которых приходит читатель (к примеру, у меня есть тоненький ручеёк из ЖЖ).
На основе этой информации можно ответить на многие важные вопросы: откуда приходят читатели, как реклама реально влияет на продажи, сколько времени проходит между первым визитом и добавлением книги в библиотеку. Несмотря на рамки самиздата, Метрика остаётся практически безграничной.
И вишенка на торте — простота интерфейса. Автору не нужно никаких специальных знаний, чтобы работать с аналитикой. Хватит оставшегося со школы умения читать графики и таблицы.
Если вы собираетесь развиваться на самиздате и, особенно, если работаете вне трендов, я рекомендую подключить Метрику, как только появится возможность. Даже базовые данные помогут понять, что работает, а что нет, и перестать действовать вслепую.
Если интерфейс всё же кажется сложным — для этого есть мой гайд. В нём пошагово разобраны все нужные автору функции Метрики, начиная с самых простых настроек и заканчивая анализом рекламных кампаний.
Ну и как итог… Метрика не идеальна и не всегда точна, но даже в урезанном виде она даёт авторам мощный инструмент для понимания своей аудитории и роста продаж.
А это уже немало.
Подтверждение регистрации
Тема: Подтверждение оплаты
Подзаголовок: Открыт доступ к мини-курсу по Яндекс Метрике
Добрый день! Вы успешно оплатили мини-курс по Яндекс Метрике для авторов самиздата.
Курс доступен в личном кабинете на сайте.
→ [ Перейти ]
Логин: Graph0man
Пароль: N5^bL9@c
Изменить данные для входа можно в личном кабинете.
Мини-курс знакомит с инструментом и учит основам работы. Чтобы лучше понять, как использовать Метрику на практике, подписывайтесь на мой канал: (ссылка)
Если возникнут вопросы — просто ответьте на это письмо :)
Реактивация
Тема: Вспомним про Метрику?
Подзаголовок: Доступ ещё открыт, а у меня есть бонус
Привет!
Похоже, вы остановились на Уроке 3 «Настройка простых целей» и уже больше месяца не заходили в мини-курс по Яндекс Метрике.
Доступ останется активным в течение шести месяцев с момента оплаты: до 05.02.2025г. Времени ещё достаточно, чтобы спокойно закончить обучение.
Чтобы было проще вернуться в ритм, я подготовил короткую памятку — PDF с конспектами первых трёх уроков. Она поможет вспомнить, где вы остановились и какие шаги уже пройдены.
→ [Скачать памятку]
→ [Вернуться к курсу]
Если появились вопросы, можно просто ответить на это письмо. Я всегда открыт к обратной связи.
До встречи на курсе.
Если рассылка больше не актуальна, отписаться можно тут: (ссылка)